Яо заводит руки назад и перехватывает правое запястье ещё не согретой ладонью; у Яо узкие овальные ладони — анемичные, вытянутые, с длинными холёными пальцами, и видно, как под белой кожей из-под рукава на холм Венеры всползает тонкая сетка бледно-сиреневых вен. Его лицо тоже белое, тоже овальное — с девичьим мягким контуром и строгими скулами, гладкое, как мелованная бумага, и непроницаемое, словно маска. Глаза и брови чернеют на нём, будто их нарисовали тушью, а рот изгибается ровным полумесяцем в бескровную замёрзшую улыбку. Он улыбается, вскользь описывая взглядом незнакомую внешность, вбирает чужой портрет с вдумчивым любопытством, отслаивая детали и как бы разбивая его на паззлы: тёмные игривые кудри, печально опущенные уголки глаз, скульптурный профиль, аккуратный рот. Он изучает штрихи живописной мужской наружности с сухим интересом, не проникаясь к её обладателю никакой особенной приязнью — складывает элементы, словно пишет в уме арифметическую формулу. Он по-исследовательски увлечён гармонией, красками, заманчивой харизмой, но в зрачках ифрита не мерцает других эмоций — даже их слабого огонька.
Зато приветливые слова вызывают его явное удовольствие. Хоть и не заметно, чтоб Яо изменился в чертах, стоит ему лишь представить, как в его руках будет лежать что-то новое, и в сердце рождается робкое воодушевление — скромное, пока ещё не громкое, но самое неподдельное и тёплое. Как тонкое пламя, вспыхнувшее из маленькой искры от бодрящего дыхания кислорода. Яо ведёт следящим взглядом за рукой библиотекаря, мимолётно знакомясь с именами, которых ему не доводилось знать раньше; среди непрочитанных книг он ощущает себя близоруким пешеходом в толпе: перед глазами мелькают размытые лица, в их устах прячутся живые истории, у каждого прохожего свой быт, своё прошлое, а он теряется в бессмысленных догадках, кого из них позвать на разговор — кого спросить, в котором направлении находится то, что он ищет.
А что он ищет? Вопрос и простой, и трудный. Яо был как будто готов его услышать, но только сейчас, когда в нём отозвалось короткое эхо чужого голоса, ифрит по-настоящему задумался. Он шёл в библиотеку, как на слепое свидание. В нём томились лишь смутные ожидания и жажда отмежеваться от своего бессонного мира, ведь с тех пор, как Яо впервые был выпущен из «лампы», его веки не знали сна. Его не посещают грёзы, и ему остались чужды мечтания — Яо не умеет фантазировать, он постоянно пребывает в чистом холодном сознании. Единственным лекарством от действительности для него были книги: они предлагали ему свои пейзажи и вкладывали в работящий ум предметы для размышлений. Но как описать, какая ему нужна?
— Лёгкого чтения, хм, — повторяет он едва слышно, — странное выражение, я его не вполне понимаю, — признаётся Яо, погладив взглядом корешки книг, и возвращается им к библиотекарю; тому, по-видимому, достаёт манер не разглядывать других так, как позволяет себе это делать ифрит, и Яо, не заметив оценки в его глазах, легонько щурится, сохраняя всё ту же улыбку. — Мне кажется, мой вкус к литературе ещё не до конца сформировался. Я не против художественных, — в этот миг осечка разит его, словно лихая молния, плечи Яо опускаются и на губах и в его голосе проступает оттенок извинения: — Ах нет, я допустил ужасную грубость, — он слегка опускает подбородок, — когда забыл спросить вашего имени.
Вежливая интонация, конечно же, подразумевает содержать в себе вопрос. Вместе с тем к этому моменту можно уже запросто подметить, что речь у демона неторопливая, певучая, говорит он с расстановкой пауз, в вкрадчивой, любезной манере, и на проявленной плёнке его чувств в это время лучится приятное предвкушение. С той секунды, когда Яо появился на пороге, его переживания сделались более умеренными и фон обрёл пастельное спокойствие. В нём ещё немного искрится радость, но за ней как будто совсем нет никакой глубины — только гладкая тишина, равнодушная, словно тёмное зеркало неподвижного пресного озера: на его поверхности не видно рябой дрожи, его не колеблет возмущение воздуха, и под чистым водным стеклом, в прозрачной безмятежной мгле, нет никакого живого ворошения. Нет ни юрких теней, ни силуэтов, шевелящихся в плавной размеренной качке. Только гробовое умиротворение.
— Мистер Эмон, — Яо кивает, — или лучше будет «мсье»? — и насмешливо, и учтиво спрашивает демон, немного подаваясь плечами вперёд, после чего добавляет: — Моё имя Яо. А вы, — он выпрямляется, и взор опять бежит по ряду книг, — родом из Старого Света?
Ифрит начинает замечать нечто странное — как будто в голове бродит щекотка от чьего-то невесомого эфемерного прикосновения. В ней нет ничего беспокоящего, ничего болезненного, и Яо не стоило бы и малого усилия отгородиться от нового ощущения, но оно в том числе вызывает в нём и любопытство — и демон принимается слушать эту щекотку, не подозревая пока, в чём её источник.
— Может быть, вы посоветуете мне тогда кого-то из европейских писателей? — Яо поднимает уголки губ в мечтательной лёгкой улыбке и отдаляется от Маркуса на полшага, покачивает плечами и отворачивается совсем, роняя взгляд на сохнущий след от своих ботинок. Он уточняет как бы между прочим, будто старается не стушеваться: — Например, кого-нибудь, сочинявшего любовную прозу. У вас есть любимый роман? — от поворота головы длинные пряди вылезают из-за плеча и рассыпаются спереди.
Когда Маркус провожает его к стеллажам, Яо видит, как мимо книжных шкафов им навстречу, хоть и по своим делам, бредёт огромный, свирепого обличья кот, с широким носом и крепким подбородком. С кисточками на ушах, он напоминает, скорее, суровую дикую рысь, но в то же время так потешно загребает задними лапами (отчего бока у него качаются, как пузатая лодка), что Яо, не избежав проникнуться весёлым умилением, глядит на пушистого книжного охранника с искренним блеском симпатии. Поравнявшись с котом, ифрит почти опускается на корточки, протягивая руку к его сердитой, серьёзной морде, но тяжёлая лапа, под шипение выпустив когти, не церемонясь бьёт по тыльной стороне ползущей в воздухе ладони, оставляя на белых костяшках неглубокие рваные царапины. Их поначалу невидимый след вскорости наливается цветом, а Яо, не ответив на кошачью грубость даже тихим звоном недовольства или неожиданности, встаёт, выпрямляя колени, и смотрит на тонкие кровавые полоски, издав только своё привычное беззвучное «хм».
— Похоже, ему я не понравился, — с благодушной улыбкой и вовсе над собой не иронизируя роняет Яо.